Сергей Левицкий о главной идее спектакля-шоу "Сказка странствий": "Эту мысль надо транслировать миру"
Сергей Левицкий о главной идее спектакля-шоу "Сказка странствий": "Эту мысль надо транслировать миру" В этом театральном сезоне Русский государственный драматический театр им. Бестужева отмечает свое 90-летие.

В свою официальную дату "дня рождения" 22 декабря "бестужевцы" не стали устраивать публичный праздник - в этот день в ГРДТ проходит единственная на сегодня на весь город "Ночь в театре". Следом начались новогодняя кампания, длинные выходные и прочее, и в итоге театр перенес свой праздник на весну. 24 мая Русский драматический театр ждет зрителей и коллег на юбилейный вечер. Артисты получат почетные награды из рук первых лиц республики и наглядно продемонстрируют каким именно трудом они их заслужили - в программе вечера отрывки из спектаклей разных лет, видеозарисовки из истории и т.д.

22 мая в театре собрали пресс-конференцию, на которой откровенно ответили на вопрос какие результаты показывает сейчас театр Бестужева и что планирует в будущем.

"Безумная энергия"

- Несмотря на то, что это один из самых старейших театров в Бурятии, все же он очень молодой, активно развивающийся, это театр, который заставляет о себе говорить, - отметил Николай Емонаков, заместитель министра культуры Республики Бурятия.

Часто обсуждаемый не только своими зрителями, но и профессионалами. Приезд экспертов "Золотой маски" для театра Бестужева уже практически ежегодное событие. Заветной статуэтки в копилке ещё нет, но нахождение в списке "100 лучших спектаклей страны" есть.

- Это для нас большое достижение. Есть большие планы - продвинуться выше. С таким дружным коллективом и его безумной энергией, творческой составляющей - все впереди, - считает замминистра, - Но самое главное достижение - у театра есть своя публика, свои поклонники, которые с нетерпением ждут каждую новую постановку, всегда приходят и активно обсуждают. Повторюсь, Русский театр заставляет о себе говорить.

"Живой"

Для многих, кто давно служит в ГРДТ, история театра - практически одно целое с их жизнью. Придя однажды в молодости сюда работать дослужился до руководящей должности директор Пётр Степанов.

- Хотел стать артистом, а стал монтировщиком сцены. Но мне понравилась жизнь в театре, и я до сих пор нахожусь здесь, - вспомнил старт своей карьеры Пётр Степанов, - Я много проехал по стране, видел безусловно блестящие театры, но видел и умирающие. Объективно оценивая, мы "живой" театр.

"Сказка странствий"

На днях у ГРДТ ещё одна дата - 3 июля исполнится 10 лет с тех пор как "бестужевцы" обрели новый "дом", переехав из нынешнего КТЦ "Феникс" при ВСГИКе (тогда - ВСГАКи) в новое современное специальное построенное для них здание. Тогда журналистам рассказывали, что технический уровень сцены позволит артистам даже летать над залом. И вот наконец-то эти возможности воплотят в жизнь. Актеры в процессе впечатляющей подготовки к очередной премьере - шоу-спектакль "Сказка странствий" уже анонсировали на БМК.

- Мы возлагаем на этот спектакль большие надежды, - рассказал режиссер и художественный руководитель Сергей Левицкий, - Для этой работы мы пригласили не безызвестного режиссера по пластике Игоря Григурко, который творит с нашими артистами какие то невероятные чудеса, они у нас летают на подвесных люстрах и т.д. 

Декорациями и костюмами "Сказки странствий" занимается Ольга Горячева (г. Санкт-Петербург). Она получила награду на Международном фестивале-конкурсе "Ново-Сибирский транзит" в номинации "Лучшая работа художника" за спектакль "Лодочник" из репертуара Каменск-Уральского театра драмы.  

- Несмотря на то, что это история, где много текста, мы специально пригласили мастера Игоря Григурко, который многие текстовые вещи переведет на язык пластики, - рассказал режиссер Сергей Левицкий, - В нашем спектакле мы сделаем упор на динамику развития, на быструю смену декораций и костюмов. Там 111 персонажей, а участвуют всего 23 актера. Им предстоит переодеваться с бешеной скоростью. Но текст все равно будет, для меня именно он был причиной, по которой я взялся за эту постановку. Там говорится о таких важных вещах, которых сейчас не хватает всему миру.  Главный герой Орландо делает открытие о том, что вся планета и все мы - это единое целое. И не может одно государство воевать с другим. Это как правое легкое не может воевать с левым легким, селезенка не может решить отхватить часть желудка, потому что это бред. Эту мысль надо транслировать. Мир не поменялся до сих пор. 

Самая дорогая и самая успешная постановка

Назвать такую в репертуаре театра Бестужева попросили журналисты. И пока ещё не вышла "Сказка странствий" таковыми у ГРДТ являются детский спектакль "Чудо-колокол" (по словам главного бухгалтера театра - самая дорогая постановка), всем известная "Фронтовичка" и комедия положений "Он, она, окно, покойник". На последний спектакль люди продолжают ходить спустя 10 лет, хотя, как отметил директор Пётр Степанов, от "Покойника" устали все, кто в нем задействован. Но зритель продолжает оценивать рублем на "отлично" именно этот спектакль. Пьеса английского драматурга о мужчине с любовницей и внезапной для них не шуточной проблеме в виде трупа в их гостином номере, куда они приехали романтично провести время. Крепка у улан-удэнцев и любовь с низкозатратной антрепризе, которая регулярно приезжает в столицу Бурятии в рамках "чёса".

Такие спектакли как "Он, она, окно, покойник" безусловно быстро окупаются - долгая жизнь на сцене, сравнительно не высокие затраты на уже устаревшие на сегодня костюмы и декорации, частое появление в репертуаре. От таких вещей и зависит "успешность", уточняют как директор ГРДТ, так и замминистра культуры РБ. Чем реже спектакль в афише, чем больше трат на его оформление и задействованных работников, чем новее постановка, тем ниже и суммарная прибыль с показов. Качественная, современная постановка стоит не малых средств, и сейчас у театра есть планка, которую он не снижает. "Ниже миллиона мы уже не делаем", - уточнил Пётр Степанов, - "К сожалению, такая дорогая жизнь".

Есть спектакли, которые стоят в афише театра очень редко - один-два раза в год, но попасть на которые очень сложно. Есть и такой пример как "Преступление и наказание". Пройтись по разным локациям, подсматривать за героями или участвовать с ними в их сцене, посидеть во вполне реальном трактире находится много желающих. Вот только мест на один показ "Преступление и наказание" всего 90. 

Другой пример - хорошая новогодняя сказка. Примерно 46 показов за одну кампанию, конечно, окупается праздничный детский спектакль сразу же. 

Театр - сложный организм. Тут не производят товар, не развлекают как в питейных и клубных заведениях. Поэтому и вопрос о какой-то баснословной денежной прибыли не стоит во главе угла. "Театр выполняет задачу государственной культурной политики", - дал определение заместитель министра культуры РБ Николай Емонаков. И как признаются в ГРДТ им. Бестужева, собрать зрителя порой далеко не так просто, по статистике лучше всего продаются только первые 10 показов премьеры. 

- Я считаю, что Улан-Удэ - не театральный город. По количеству театров - да, очень театральный, но я встречал людей, которые даже не знают где находится наш театр, - отмечает Пётр Степанов, - Самый классический ответ у нас на вопрос "Ты ходишь в театр?" это "Хожу с детьми". Большее количество людей в Улан-Удэ не ходит в театр.

Но, как уже говорилось выше, театр Бестужева заставляет о себе говорить. И эта заслуга людей, которые остаются верными своей профессии и любящими свой театр, несмотря ни на какую критику или трудности.

После пресс-конференции прошла небольшая церемония вручения сотрудникам театра почетных грамот и благодарственных писем от Министерства культуры РБ, Народного Хурала Бурятии и Администрации Октябрьского района Улан-Удэ.

Фото:


















  • Репертуарный провинциальный театр, такой, как драмтеатр им. Бестужева - давно устаревшая форма. Как по репертуару, так и по окупаемости, как бы резко это не звучало. Будущее их печально, особенно в национальных регионах. Для одних это уже факт, а для большинства других - прогноз. Се ля ви.