Буряад Yнэн: "​Свадебный дивертисмент: О роли богатых бурятских свадеб в жизни местной эстрады"
Буряад Yнэн: "​Свадебный дивертисмент: О роли богатых бурятских свадеб в жизни местной эстрады" Недавно знакомые организаторы концертных мероприятий рассказали, что в Улан-Удэ проблема с русскими певцами. Нет их, и все тут! Некого даже на концерт позвать. В оперном театре всего пара-тройка солистов из русских.

В свое время эту нишу на разных концертах заполнял Владимир Борисов - известный российский певец, актер музыкального театра, гитарист и композитор, автор-исполнитель самобытных песен, основанных на русском и бурятском фольклоре, педагог, воспитавший немало юных гитаристов Бурятии. Борисов - единственный певец из республики, который добился успеха в столицах, но вернулся на родину, в Бурятию. Напомню, что он пел в ВИА «Поющие гитары», сотрудничал с группами «Форум» и «Август», «Пикник» и «Джаз-комфорт», эстрадно-симфоническим оркестром А. Бадхена. Дважды выступал в центральном концертном зале «Россия» с сольными программами. Работал солистом Ленконцерта и театра-студии «Бенефис» Александра Розенбаума и Михаила Боярского.

Была у нас Татьяна Штырёва, которая, по ее собственному признанию, пела больше бурятских песен, чем русских. На протяжении долгих лет длился её дуэт с Анатолием Арсалановым, затем певица пробовала петь с Романом Поповым. Но затем она уехала в Москву, и теперь за её жизнью мы можем наблюдать преимущественно в социальных сетях.

Безусловно, у нас есть фольклорные коллективы «Забава», «Судьбинушка» и «Истоки». «Забава» держит марку и остаётся кузницей кадров. «Судьбинушка» редко выезжает из своего Тарбагатая, а «Истоки» по причине возраста участниц тоже не может активно выступать.

Интересно, что проблема с русскими эстрадными певцами есть в соседнем Иркутске. Там все самые амбициозные и талантливые артисты уезжают в Москву, которая высасывает из регионов не только финансовые ресурсы, но и все самые лучшие человеческие. Те же бурятские русские рэперы «Люксор», «Хаски» уехали в столицу и теперь известны по всей России. А талантливая многообещающая Евгения Рейзвих, говорят, уехала в Таиланд. Правда, есть и исключения. Алина Намсараева никуда не собирается из родного города и, соответственно, строит репертуар. Например, та же ее песня «Баир».

Почему же так получается? В Улан-Удэ не сложился русскоязычный эстрадный рынок. Бурятские певцы живут в основном за счет свадеб, юбилеев и миланов (именины детей). Плюс корпоративные, городские и республиканские мероприятия. Это стабильный заработок. На бурятские свадьбы, юбилеи и миланы принято приглашать много гостей и их нужно развлекать. Поэтому артисты и ведущие - шоумены, фотографы, видеографы, танцоры, артисты цирка без работы не остаются. Кроме Улан-Удэ, их приглашают и в районы, а также за пределы республики, в соседние регионы, Агу и Усть-Орду.

Именно благодаря богатым бурятским свадьбам певцы имеют возможность шить новые костюмы, делать клипы, сочинять новые песни. Во многом благодаря этой же «халтуре» артисты из профессиональных коллективов продолжают оставаться в них и работать. А иначе они бы давно уехали в поисках лучшей доли. Благодаря свадьбам у нас поднялся класс фотографов и видеографов, которые могут жить, технически оснащаться и творчески развиваться. В итоге, снимать не только свадьбы, но и клипы и фильмы.

И все же, кто самый востребованный артист среди «императоров», «королей» и «принцев» бурятской эстрады? Валико Гаспарян! По крайней мере, в доковидные времена Валико за один вечер обслуживал несколько торжеств. Секрет его успеха, по мнению некоторых его коллег, в динамичной, очень ритмичной аранжировке бурятских песен и их темпераментном исполнении. Подгулявшая публика хочет веселья, хочет танцев, и Гаспарян идеально отвечает этому запросу. И, наверное, имеет место какой-то элемент экзотики, моды на кавказский колорит.

В целом, похожая ситуация на эстрадном рынке складывается и в других национальных регионах. Артисту с иной расовой и национальной принадлежностью сложно выйти на всероссийский уровень. Вспомним относительно недавний триумф и возвращение в Монголию Амархуу Борхуу. Но огорчаться и переживать по этому поводу не стоит. Наши певцы нужны своей публике, которая знает и любит их. Ведь, как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное!».

Источник: Буряад Yнэн, автор Александр МАХАЧКЕЕВ.




Комментарии для сайта Cackle