«Театр. Изнанка»: бестужевцы представили улан-удэнцам откровенный спектакль
Русский драматический театр среди улан-удэнской публики давно снискал определенную репутацию - спектакли там делают смело, новаторски, экспериментируют с форматами. И зарабатывают при этом успех и любовь зрителя. В этом сезоне коллектив во главе со своим художественным руководителем пошел ещё дальше, точнее глубже - в буквальном смысле вывернул наизнанку "душу" своего театрального мира.

9 и 10 октября в ГРДТ состоялась премьера нового спектакля под названием «Театр. Изнанка». Худрук театра Сергей Левицкий в очередной раз не только работал над постановкой как режиссер, но и как автор сценографии и пьесы. Его новый спектакль задал ещё более крепкий градус откровенности и нерва, поскольку темой его стала правда о сложностях работы в театре, об отношении к профессии служащих там людей. На показе 10 октября побывал и корреспондент ИА "БМК".

Прежде всего - о сюжете. Актриса Влада, ей 32 года, долгие 11 лет она работает в театре, исполняя лишь роли в массовке. Амбиций, казалось бы, уже не осталось, девушка почти подчинилась обстоятельствам жизни и готовилась уйти из этой профессии ради семьи. Тут жизнь делает резкий поворот - ведущая артистка театра попадает в аварию за две недели до премьеры важной постановки, и Владу выбирают ей на замену. Девушка делает выбор, понятный представителю любой другой профессии - показать себя. А как иначе? Только вот остальной мир, как это часто бывает, подстраиваться под мечту не намерен. Владу давят новые обстоятельства - ответственная и сложная работа, требовательность режиссера, поменявшиеся отношения с коллегами, болеющая мама, жених, недовольный её решением, пугающее будущее несостоявшейся актрисы, доживающей свою жизнь в болезни и забытье. Шаг за шагом в безумной гонке главная героиня приходит к страшной жертве во имя своих надежд.

Это не история сбывшейся мечты. Это история служения миру, который не щадит личные чувства, требует жесткосердечности и самоотдачи до конца, где во главе угла стоит творчество, которое берется изнутри и порой воспринимается как нечто родное и особенное, словно любимый ребенок, рожденный в муках. Зритель наблюдает как ожидания разбиваются вдребезги как кружки, которые в срыве кидает режиссер на сцене, наблюдает как такие понятные и простые обиды и боли, переживаемые Владой, ужасающе растут в ней, поглощают все хорошее и доброе, лишают её ясности мысли в сражении за желание быть нужной, быть любимой, получить помощь и поддержку. 

Сценография подчеркивает для зрителя разницу между двумя мирами. Мир театра, где все кажется либо черным, либо белым: либо ты грешник, либо добродетель, либо добрый человек, либо преступник, где истинная любовь не знает измен, грязи, пошлости, а суть персонажа обнажается очевидно и прямо. И мир реальной жизни, где человек загнан в рамки бытовых условий и простых человеческих отношений, где обнажение - это что-то интимное, это проявление животных желаний, то, что, как может показаться кому-то, не имеет место быть показано на театральной сцене, слишком жизненно.

Так зрителю на этом спектакле дают возможность увидеть всю подноготную работы в театре - как готовят спектакль, как репетируют, как режиссер становится деспотом, как актеры используются как инструменты, как приходится в этой профессии, выходя на сцену плакать и улыбаться из раза в раз, подавляя своё настоящее горе, разрываясь пополам между работой и семьей. И пока на сцене творится волшебство, за кулисами трудятся простые люди, среди которых есть искренние и лживые, слабые и сильные, талантливые и не одаренные, жестокие и терпеливые, страдающие и уставшие. Все они идут в эту профессию не только ради денег и славы, а ради того, что можно только почувствовать, а не объяснить словами. Но возможно, можно понять, посмотрев этот спектакль в Русском драмтеатре. 

Постановка «Театр. Изнанка» получила множество положительных отзывов от зрителей. Кто-то оценил такую предельную честность режиссера и артистов, кто-то их смелость и риск, кто-то остался впечатлён заложенными в постановке смыслами.

Тем, кто ещё думает над тем, чтобы посмотреть спектакль, остается посоветовать идти туда не просто провести время, а осознанно быть готовыми надолго погрузиться в эту историю - "Театр. Изнанка" в ГРДТ идет почти 4 часа. А также воспринимать всерьез возрастной ценз спектакля (18+) - там присутствует нецензурная речь, а актеры в некоторых сценах обнажаются полностью в прямом и в переносном смысле.

Следующие показы этой постановки можно посетить 13 и 14 ноября, а также 4 декабря в 18.00 (18+).