Глава Минвостокразвития рассказал о планах по развитию Дальнего Востока
Глава Минвостокразвития рассказал о планах по развитию Дальнего Востока Глава Минвостокразвития рассказал о планах по развитию Дальнего Востока и Арктики в интервью газете «Коммерсантъ». Акцент будет сделан на привлечении инвесторов для развития как промышленной, так и социальной инфраструктуры в округе.

- 2,7 тысяч предприятий стартовали на территориях опережающего развития. За счет этого в последние пять лет Дальний Восток рос быстрее, чем Россия в целом, в том числе промышленное производство — в два раза более высокими темпами. Россия в целом с 2014 по 2019 год — на 12%, Дальний Восток — на 24%. Принято 57 федеральных законов, простроены все процессы и отношения с регионами, у нас собралась отличная команда, - оценил министр проведенную работу по развитию Дальнего Востока.

Основным вызовом для дальнейшего поступательного движения округа сейчас он назвал развитие социальной сферы.

- Из примерно 1,7 тыс населенных пунктов Дальневосточного федерального округа (ДФО) к 1265 — нет круглогодичных дорог. Много очень маленьких поселений, в которых сложно оказывать социальные услуги на том уровне, на котором мы законодательно обязаны их оказывать. Наша задача — удержать социальную сферу в достойном состоянии, развивая ее быстрее, чем в среднем по России, пока регионы, грубо говоря, не выйдут на самоокупаемость, не станут прибыльными, - пояснил Чекунков.

Министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики рассказал о внедрении нового подхода к использованию бюджетных инвестиций.

- Бюджет есть бюджет, он консервативный: есть, скажем, 100 рублей, и мы можем за эти средства построить два объекта — один для экономики, один социальный. Но если мы применим концессию — ее можно назвать инфраструктурной ипотекой, — то можем предложить инвесторам построить сегодня десять объектов на 1 тыс. руб., с тем чтобы они могли получать выплаты по 100 руб. на протяжении десяти лет. Так мы в несколько раз ускоряем темпы строительства инфраструктуры за счет того, что капитализируем будущий денежный поток государства, - рассказал он.

Министерство рассчитывает, что механизм Дальневосточной концессии позволит создать инфраструктуры примерно на 500 млрд рублей, не задействовав дополнительных бюджетных средств.При этом ведомство может помочь регионам с ресурсами для поддержки проектов ГЧП - в госпрограмме предусмотрено финансирование в 25,6 млрд рублей в год на инфраструктурное обеспечение проектов. «Если это региональная концессия, то регион выходит к нам с таким обязательством, а мы выходим на правительство, предлагая принять постановление и выделить из нашей госпрограммы субсидию региону» - объяснил Алексей Олегович.

Чекунков отметил, что на Дальнем Востоке большая потребность в инфраструктуре: из-за расстояний, из-за концентрации экономики. Крупным проектам нужны дороги, электро-, водоснабжение, очистные сооружения и многое другое.

- Чтобы готовить такие проекты, мы планируем запустить инвестиционный акселератор. Это организационный механизм, который позволяет максимизировать шансы проектов и минимизировать время в пути от инвестиционной идеи до концессионного соглашения с обязательствами государства. Этот механизм может покрыть до 70% потребности в инфраструктуре, - сообщил министр.

Министерство планирует подготовить в 2021 году первые десять проектов. А до конца 2024 года – проекты на 500 млрд рублей.

Также Минвостокразвития продолжит совершенствовать режимы территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток и Арктической зоны.

- Сейчас правительство внесло в Государственную думу пакет правок к федеральным законам о ТОР и СПВ, они содержат пару очень полезных новаций, которые позволят перейти от режима «можно заниматься всем, что разрешено» к режиму «можно заниматься всем, что не запрещено». Это, знаете, в нашей правоприменительной практике вообще цивилизационный сдвиг. Второе — нескольким резидентам дают возможность объединять таможенные зоны, это важно, потому что каждому делать свою зону дорого и неэффективно. Третье — упрощается порядок подачи заявлений и вообще взаимоотношений резидента с управляющей компанией, все через электронную платформу, то есть такие «Госуслуги» для резидентов. Наконец, управление ТОР в рамках наблюдательных советов ТОР будет перенесено на уровень регионов — у нас уже слишком много резидентов, чтобы заниматься ими централизованно, - прокомментировал глава министерства.

Он также напомнил, что уже создана Единая авиакомпания Дальнего Востока. Она позволит синхронизировать внутрирегиональные перевозки, поднять уровень их субсидирования.

- Сейчас за счет синхронизации перевозки будут быстрее, за счет централизованного субсидирования — дешевле. Первый транш может составить 3,5 млрд руб. А цель-максимум — это обновление воздушного парка с безусловным приоритетом российских воздушных судов, - заявил Алексей Чекунков.

Для развития дальневосточной авиации также нужно упростить требования для небольших аэропортов, которые сейчас едины с крупными, что с учетом небольшого количества рейсов ведет к значительному повышению цен. А удешевление билетов позволит, в частности развивать внутренний туризм.

Глава Минвостокразвития отметил, что миграционный отток населения из макрорегиона замедлился. А, например, в возрастной категории 20–24 года в прошлом году даже отмечался приток.

- Для увеличения притока нам нужно строить много нового жилья. Мы должны всех убедить, что для строительного сектора на Дальнем Востоке нужны режим абсолютного благоприятствования и минимальная налоговая и административная нагрузка. Нужны большие проекты с единым стандартом качества, мы называем такой формат «Дальневосточный квартал». Это должен быть масштабный проект, в котором людям захочется жить, к нему уже будет подводиться инфраструктура за счет концессии или господдержки. Здесь нужно приглашать крупных застройщиков, чтобы они резко нарастили предложение и улучшили городскую среду. Тогда вкупе с туризмом и развитием предприятий мы сможем говорить о преломлении тенденции к оттоку населения, - отметил министр.



Комментарии для сайта Cackle