Бывший министр экономики Бурятии спрогнозировала, когда подешевеет бензин
Бывший министр экономики Бурятии спрогнозировала, когда подешевеет бензин Татьяна Думнова опубликовала на своей странице в Фейсбуке анализ роста цен на бензин. Напомним, что Татьяна Думнова, заслуженный экономист Бурятии, 13 лет возглавляла министерство экономики республики. В настоящий момент она является заместителем председателя Общественной палаты Бурятии.

Публикуем её пост полностью (прим. - орфография и пунктуация автора сохранена):

"Бензин дорожает каждый год, так в 2021 году цены поднялись на 8,7%, практически сравнявшись с инфляцией. Рост цен на бензин приводит к повышению цен на общественном транспорте, на продовольственном рынке и т.д. От моих пояснений, почему это происходит, цены не снизятся, но понять отчего это происходит, я думаю вам важно.

В составе литра бензина в рознице 2/3 составляют налоги, акцизы и сборы. В стоимости 1 литра бензина 20% занимает налог на добавленную стоимость (НДС), а еще 21% - акцизы. Их величину может изменить правительство, и они не зависят от мировой конъюнктуры. Акцизы увеличиваются ежегодно, с 2014 года они выросли в 2,5 раза.
 
Коммерческие, транспортные и производственные расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и АЗС составляют около 17%. Сократить эти расходы практически невозможно, так как в эти расходы входит зарплата, техника, обслуживание, доставка товара до АЗС.
 
Оставшиеся 42% приходятся на нефть, но в них до 30% составляют налоги - налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или налог на добавленный доход (НДД), которые выплачивают компании. Эти 30% также неизменяемая величина. Только 12 из 42% приходятся на стоимость добычи нефти. С начала года она подорожала на 37%, добавив 1,62 рубля к цене бензина.

Остальная часть подорожания пришлась на снижение курса рубля к доллару. Обращаю ваше внимание на то, что налоги на добычу для нефтяников рассчитываются в рублях, но относительно долларовой стоимости нефти. Поэтому цена для НПЗ на нефть в рублях выросла не только из-за укрепления мировых котировок барреля, но и в результате ослабления российской валюты. Например, в середине 2014 года баррель российской нефти Urals стоил 97 долларов, или 3,7 тыс. рублей, а сейчас при цене Urals 72,17 доллара за баррель его стоимость в рублях составляет 5,3 тыс. рублей. Это приводит к падению доходности производства и розничных продаж автомобильного топлива. Выпадающие доходы НПЗ компенсируются из бюджета при поставках топлива на внутренний рынок, а не на экспорт.
 
Еще один фактор роста цен на топливо в России — высокие оптовые цены. Сначала ситуация складывалась таким образом, что, закупая оптом бензин и дизель, розничные АЗС несли убытки в среднем в размере 1,5 рубля с одного литра. Правительством РФ были приняты меры по ограничению экспорта и наращиванию объёмов нефтепереработки в стране. Это сократило темпы роста оптовых цен, но всё равно АЗС вынуждены увеличивать розничную стоимость топлива, чтобы снизить убытки от опта.
 
Какой возможен прогноз по розничным ценам на бензин в 2022 году? При идеальной ситуации, если мы победим коронавирус и будут выработаны совместные действия с ОПЕК, то возможно стоимость бензина стабилизируется или даже снизится. Однако, вряд ли стоит ожидать, что подорожание в ближайшие несколько месяцев, остановится. В январе 2022 года планируется повышение акцизов на автомобильный бензин и дизель, поэтому возможно в январе-феврале 2022-го цены на бензин могут подрасти на 1.5- 2 рубля за литр, или на 4%. Хотя, принятый правительством РФ скорректированный демпфирующий механизм на топливо (обуздание роста цен на топливо в пределах инфляции) даст возможность улучшить экономику нефтепереработки и удержать динамику цен на бензин в России в пределах инфляции
".