Член Союза архитекторов Бурятии: "Улан-Удэ превратился в самую хаотичную деревню в России"
Член Союза архитекторов Бурятии: "Улан-Удэ превратился в самую хаотичную деревню в России" На состоявшемся накануне круглом столе, посвященном благоустройству столицы Бурятии, корреспонденту БМК удалось подробнее расспросить одного из специалистов. Как отметил в беседе архитектор Баир Бадмаевич Балдоржиев, грамотное планирование застройки в городе является основой основ создания комфортной среды для горожан. Т.е. при каждом строительстве жилых зон проектировщики должны учитывать удобные проезды к новому объекту, доступность такой инфраструктуры как детские площадки, парковая зона, парковочные места с расчетом на ближайшие пять лет и пр.

- У нас с этим сейчас крайне плохо, - высказался Баир Балдоржиев, член Союза архитекторов Бурятии и Союза Проектировщиков Бурятии, - По крайней мере раньше Генплан города нам в основном рисовали петербуржцы, ленинградский институт, а сейчас то ли Омск, то ли вообще непонятно кто. И Улан-Удэ превратился в самую хаотичную деревню в России, все это отмечают. Проблема в том, что официальные границы города с 80-90 гг. должны были расширятся дальше, включая Нижнюю Иволгу, Гурульбу, Сотниково, Вахмистрово и т.д. Но начался распад, кризис, безденежье, а это (прим. - имеется в виду расширение границ) должно было нести серьезные затраты. При Наговицыне это не решилось. Алексей Цыденов работает 4 год, и я на Совете при главе (прим. - Совет архитекторов, созданный в прошлом году) выступал с этим вопросом.

Одной из территорий, которая находится в совсем плачевном состоянии, архитектор назвал пригород Улан-Удэ - Солдатский, Поселье и пр. 

- В том районе гигантские, неорганизованные площади застройки, за которую отвечает администрация района. Они просто нарезали как картофельное поле по 8 соток на квадрат и дальше "трава не расти". Ни плана застройки, ни инфраструктуры, они даже не пытаются об этом думать. Любой Генплан застройки микрорайона должны включать транспортные, инженерные схемы, ширина дорог, соцобъекты - детсады, почты, школы и пр. Такого у нас и близко нету, - сетует Баир Бадмаевич, - Понятно, что на это надо деньги. Но это прерогатива правительства республики совместно с Администрацией города и Народным Хуралом. Но сейчас этим пока никто не занимается. Самое обидное, что с каждым годом эта "злокачественная опухоль" все расширяется и расширяется. Куда мы так придем?

Архитектор считает, что найти на это средства в бюджете республике реально, стоит только заинтересоваться вопросом серьезно. 

Также специалист раскритиковал точечную застройку, которая происходит внутри центра города и других районов, когда жилые дома "вписывают" впритык к давно стоящим объектам.

- На улице Смолина выросли "башни", там вплотную тротуары идут. Но не учитывали, что чем ближе к тротуару, тем ниже этажность должна быть. На улице Гагарина стояли двухэтажные бараки, а сейчас стоят 16-ти-,17-тиэтажные громадины. И теперь эта узкая "кишка"-дорога никогда потом не расширится. Да, формально так называемая "красная линия" позволила так построить, но если бы у нас приняли уточнения, что чем выше этажи, тем дальше должны быть тротуары, - считает Баир Балдоржиев.

- До конца не доработана и транспортная схема, - добавил специалист, - Магистральные, выездные дороги надо сразу делать четырехполосными, иначе у нас перспективы не видать. На Авиазаводе, например, пока не поздно ещё можно так сделать. 

Архитектор считает, что в первую очередь нужно заниматься общегородскими проблемами застройки и благоустройства, и лишь затем вписывать в них дизайн-проекты реконструкций разных общественных зон города.

Напомним, что про разработанный питерской школой старый Генплан города рассказывал в интервью "Эхо Москвы" два года назад другой специалист - архитектор Геннадий Хунхенов. По его словам, генплан Улан-Удэ 1936 года был разработан специалистами «Гипрогора» ещё старой питерской школы. Именно эти архитекторы уже тогда продумали три моста через Уду и предложили закольцовку транспорта.