Мнение: «Когда Иван Гаврилович Прыжов умер, его даже не хотели хоронить на православном кладбище из-за его антирелигиозности, но всё-таки похоронили, потому что на этом настоял один из купцов»
Мнение: «Когда Иван Гаврилович Прыжов умер, его даже не хотели хоронить на православном кладбище из-за его антирелигиозности, но всё-таки похоронили, потому что на этом настоял один из купцов» Историк, краевед, автор нескольких научных статей, посвящённых событиям революции и Гражданской войны (1917-1922) на территории современной Бурятии Павел Кургузов в программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» комментирует биографию публициста, народника, историка и этнографа Ивана Прыжова, его труд «История кабаков в России в связи с историей русского народа», и другие темы.

– Все мы знаем, какое страшное зло пьянство, а Иван Гаврилович Прыжов, написавший более 50-ти книг, оставил нам самый главный и наиболее известный свой труд «История кабаков в России в связи с историей русского народа». Он родился в сентябре 1827 года, а умер на 58-м году жизни в 1885 году – парадокс или какая-то жестокая ирония заключались в том, что человек, который написал обличительную книгу об истории кабаков, сам умер от пьянства в Петровском заводе современного Забайкальского края, где в последние годы находился в ссылке.

– Иван Прыжов родился в Москве в семье участника московского ополчения во время Отечественной войны 1812 года Гаврилы Прыжова, награждённого орденом Святого Владимира, который давал право на потомственное дворянство, но этого так и не случилось. Оставшуюся часть жизни он работал в Мариинской больнице для бедных швейцаром и писарем. Гаврила Захарович дружил с отцом Достоевского, а сам Фёдор Михайлович был немножко старше Ивана Прыжова. Впоследствии Достоевский в своём романе «Бесы» вывел Прыжова в образе студента Толкаченко.

– Иван рос очень живым мальчиком, он интересовался историей, но, к сожалению, не мог поступить на исторический факультет Московского университета из-за определённых ограничений. Поэтому Прыжов начал учебу на медицинском факультете и параллельно ходил слушать лекции преподавателей-историков.

– После окончания университета Иван Прыжов устраивается на работу в регистрационную палату экзекутором-регистратором. Зарабатывал он мало, и всё свободное время писал книги и статьи. После регистрационной палаты он работал на железной дороге, но там Прыжову не понравилась необходимость брать взятки. Параллельно с этим он занимался, так сказать, хождением в народ – народническое движение в 60-ые годы XIX века было очень популярно, особенно перед отменой крепостного права.

– Книгу «История кабаков в России в связи с историей русского народа» Иван Прыжов в основном закончил в 1864 году, а в 1866 году попытался издать её в московском издательстве Каткова, продав за 115 рублей. Но, в итоге, Катков издавать эту книгу побоялся, и через два года Прыжов приехал в Санкт-Петербург. Он зашёл к известному тогда книгоиздателю Маврикию Осиповичу Вольфу, и, в конце концов, они договорились за 250 рублей, из которых 115 рублей Прыжов вернул Каткову. Над книгой о кабаках он работал долго, использовав более двухсот источников – издание получилось большое, на 360 листов, и это, кстати, позволило избежать цензуры, которой подвергались все книги объёмом до десяти листов. По сути труд получился антиправительственным, тираж в 2000 экземпляров улетел моментально, и позже книга была запрещена, когда Прыжов стал государственным преступником. Он писал: «Целью нашею было изучить питейное дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастают кабаки, сивуха, целовальники, и взглянуть на него глазами миллионов людей, которые не умудрившись в политической экономии, видели в пьянстве божье наказание, и в тоже время испивая смертную чашу, протестовали этим против различных общественных благ, иначе говоря, пили с горя».

– В 1869 году Прыжов примыкает к революционному движению радикального толка, войдя в кружок Нечаева, члены которого в этом же году убивают студента Иванова якобы из-за предательства. Иван Прыжов не знал о планах убить Иванова, но присутствовал при этом. Прыжову на тот момент было 42 года, и он уже был женат на украинке Ольге Григорьевне Мартос. Пятого июля 1871 года его осудили, и на Сенной площади была осуществлена гражданская казнь. Иван Прыжов был приговорён к лишению всех прав, состояния и к ссылке на каторгу сроком на 12 лет и вечное поселение в Сибирь. Жена поехала в Сибирь с ним и всячески его поддерживала на протяжении всей своей жизни.

– В архиве я видел рукопись знаменитой книги Ивана Прыжова «Декабристы на Петровском Заводе». С декабристами в Забайкалье он сам не пересекался – за четыре года до того, как Прыжова заключили под стражу, умер последний декабрист, живший там, Иван Горбачевский. В музее декабристов в Петровск-Забайкальском висит фотография Прыжова – он застал людей, которые знали декабристов, интересовался их жизнью и участвовал в общественной жизни города, связанной с пребыванием здесь декабристов. Работа «Декабристы на Петровском Заводе» была найдена только после Великой Отечественной войны, потому что часть сибирского архива Ивана Прыжова была сохранена и привезена в Москву благодаря его другу Николаю Стороженко – первому российскому шекспироведу.

– В 1881 году после сокращения срока каторги Прыжов вышел на поселение, где он прожил четыре года до своей смерти. В 1883 году умерла его супруга Ольга Мартос, и в последние годы своей жизни Прыжов уже ничего не писал, а только «порядочно попивал», как писал о нём управляющий железоделательного завода Аникин. Когда Иван Гаврилович Прыжов умер, его даже не хотели хоронить на православном кладбище из-за его антирелигиозности, но всё-таки похоронили, потому что на этом настоял один из купцов, у которого Прыжов был одно время письмоводителем. Могила Ивана Прыжова сегодня утрачена, но ещё в 50-е годы XX века она была – фотографии надгробия сделал краевед Иван Крайнер, и мы примерно знаем место, где она была.